Skip to content

Mehran Karimi Nasseri, The Terminal Man

Невероятно, но факт: политический беженец из Ирана Меран Карими Насери живёт в зале отправлений терминала №1 парижского аэропорта имени Шарля де Голля с 8-го августа 1988 года.

История Мерана Насери началась в 1974 году, когда он учился в Лондоне и принимал участие в выступлениях против шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви. После смерти отца, Насери не смог оплачивать обучение и был вынужден вернуться в Иран, где тут же был арестован и посажен в тюрьму. В 1977 году молодой диссидент был выслан в Европу, где в течение трёх лет пытался получить политическое убежище в Западной Германии, Голландии, Франции, Югославии, Италии и Великобритании. Наконец, в 1980 году комиссия ООН по беженцам предоставила Мерану Насери политическое убежище в Бельгии.

В 1986 году Насери решил переехать в Великобританию и попытаться найти там своих родственников по материнской линии (по его словам, его мать была британской подданной). Добравшись в 1988 году до Парижа, Насери купил билет на самолёт до Лондона и прибыл в аэропорт Хитроу, однако без паспорта и без документов, подтверждающих статус беженца. Как он утверждал, перед вылетом его ограбили на железнодорожном вокзале и украли сумку со всеми бумагами. Насери был выслан обратно во Францию. Вначале французская полиция арестовала его за незаконный въезд. Но так как он не имел на руках никаких документов, то его не могли ни депортировать, ни впустить и в конце-концов оставили в экстерриториальной зоне аэропорта имени Шарля де Голля.

Началась длительная борьба Насери и его французского адвоката Кристиана Бурже, специалиста по правам человека, за признание хоть какого-то статуса для незадачливого путешественника. В 1992 году французский суд признал, что Насери прибыл на территорию аэропорта законно и не может быть выслан. Однако, суду не удалось убедить правительство Франции дать Насери статус беженца или выдать ему транзитную визу. Бельгия отказалась принять Насери назад (по одной версии, в Бельгии существует закон, по которому беженец, покинувший страну, не может вернуться; по другой версии, Бельгия отказалась выслать по почте документы, подтверждающие статус Насери как политического беженца из Ирана, требуя его личного присутствия. См. пункт первый). В 1995 году бельгийское правительство смягчило свою позицию и предложило Насери вернуться и жить в Бельгии, но под надзором социального работника. Он отказался, сказав что хочет вернуться только в Великобританию. В 1999 году, через 11 лет после приземления во французском аэропорту, Насери был признан «временно проживающим на территории Французской республики», что позволяло ему покинуть здание аэропорта и даже путешествовать в другие страны. Однако Насери отказался подписывать необходимые бумаги, потому что в них было указано, что он является гражданином Ирана. Насери утверждал, что он не имеет к Ирану никакого отношения и вообще не говорит на фарси. Приблизительно в то же время он стал называть себя «Сэр, Альфред». Какое-то время назад он получил от британских властей письмо, начинавшееся словами: «Sir, Alfred…» и с тех пор утверждает что это его официальное имя (именно так, с запятой посередине).

Сейчас на дворе 2006 год. Меран Насери давно стал местной достопримечательностью. Многие пассажиры специально ищут его, чтобы сфотографировать или поговорить. В остальное время он читает книги, взятые напрокат в книжных лавках аэропорта, пишет дневник на отдельных листках бумаги (которых набралось уже несколько ящиков) или просто сидит на скамейке, вслушиваясь в объявления об отправляющихся рейсах. Гражданин одного аэропорта. Гражданин всего мира.

История Мерана Насери послужила источником для двух фильмов: Tombés du ciel/Lost in Transit (1993) и The Terminal (2004). Отчисления от последнего составили 250 тысяч долларов, что позволило человеку без своей страны купить вторую смену одежды и книги. Он изучает экономику и психологию. В прошлом году вышла книга «The Terminal Man», основанная на его дневниках и написанная Насери в соавторстве с Андрю Донкиным (Andrew Donkin). Книгу можно сгрузить отсюда (спасибо [info]hotgiraffe).

Меран Насери на фоне постера фильма «Терминал», снятом Стивеном Спилбергом:

Источники:
Страница Википедии, посвящённая Сэру, Альфреду
Urban Legends Reference Pages: Travel (Stranded at the Airport)
Guardian Unlimited Film: The man who lost his past

kino | history

{ 6 } Comments

  1. ne_smeshno | Вторник, Февраль 28, 2006 at 16:38 | Permalink

    Бред. В мире столько идиотизма, даже не верится.

  2. varana | Вторник, Февраль 28, 2006 at 17:24 | Permalink

    Хоть в аэропорту, а не в самолете, как в фильме.

  3. gava | Вторник, Февраль 28, 2006 at 17:39 | Permalink

    А что в самолёте? В фильме Спилберга действие происходит в помещении аэропорта. Кстати, для этого Dreamworks построили у себя в ангаре копию терминала практически в натуральную величину. «Внешние» съемки проходили а Монреальском аэропорту Мирабель.

  4. varana | Вторник, Февраль 28, 2006 at 17:40 | Permalink

    «Невероятные приключения итальянцев в России».

  5. gava | Вторник, Февраль 28, 2006 at 17:52 | Permalink

    А, да :-)

  6. evseich | Понедельник, Март 6, 2006 at 10:24 | Permalink

    Prezhde ,4em ne soglasit’sya ho4u uto4nit’ — a 4to konkretno bred? povedenie 4uvaka ili vlast’prederzhas4ih organov?

Post a Comment

Your email is never published nor shared.