Skip to content

Марониты

Удивительная община, название которой в последнее время часто упоминается в новостях, но мало что говорит неспециалисту в истории восточных христианских религиозных течений. Между тем, это редкий пример небольшой национально-религиозной группы, сохранившей свои традиции и культуру в течение длительного времени, несмотря на все неурядицы, вторжения, репрессии, захват территорий, войны… за 16 веков их было предостаточно.

***

Марониты, одна из групп католиков антиохийского (западносирийского) обряда (точнее, особой, маронитской его разновидности). Названы по имени отшельника Мара Марона, который жил в IV веке недалеко от города Кирра в Сирии (недалеко от Антиохии). Почти всё время он проводил под открытым небом — в молитве, бдении, трудах и строгом посте. Прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. После смерти в 410 году (либо в 423 — точная дата не установлена) ученики перенесли тело своего учителя на юг, вдоль реки Оронт, к подножью горы Ливан. Впоследствии над гробницей св. Марона был сооружён монастырь Байт-Марун. С тех пор судьбы маронитов и Ливана тесно переплетены. Гора Ливан и монастырь Байт-Марун служили убежищем при нападениях — вначале своих же братьев-христиан нехалцедонской веры, затем во времена арабского вторжения, под правлением мамлюков и при османском полумесяце.

Маронитские религиозные общины возникли в V-VII веках в Северо-Западной Сирии в процессе расколов восточной христианской церкви. Придерживаясь с VII века монофелитства (доктрины, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы, но единая воля), осуждённого на III Константинопольском вселенском соборе как ересь, марониты во время Крестовых походов вступили в 1182 в унию с Римско-католической церковью, приняли её догматику и её руководство. В 1254 папа дал главному епископу маронитов титул патриарха Антиохии и всего Востока. Он избирается местными епископами, но утверждается Ватиканом. Резиденция патриарха находится в городе Бкерке около Бейрута в Ливане. Ныне действующий Патриарх Маронитской Церкви — кардинал Насралла Бутрос Сфейр. Патриарху подчинены 11 епархий. Интернет-сайт патриархата http://www.bkerke.org.lb/ (в данный момент недоступен). Богослужения у маронитов совершаются на сирийском и арабском языках. Духовенство делится на белое и чёрное (монашествующее), причём только последнее придерживается целибата. Белое духовенство может вступать в брак.

Во второй половине 19 в. множество маронитов было истреблено друзами. Сейчас общая численность маронитов составляет более 1 миллиона человек. Основная часть их сосредоточена в Ливане (540 тыс.), где с 1943 года президентом страны избирается маронит. Кроме президента, из маронитов выбираются несколько министров и 1/4 депутатов парламента (34 из 128). С 1990 года это зафиксировано в ливанской конституции.

Значительные группы маронитов имеются в Сирии (21 тыс.), Египте (8 тыс.), США (54 тыс.), Бразилии (48 тыс.), Аргентине, Канаде, Австралии, на Кипре и в других странах. По иным данным, где в число маронитов, по-видимому, включены все лица маронитского происхождения, многие из которых уже давно утратили маронитское самосознание и придерживаются не антиохийского, а латинского обряда, численность их гораздо выше — 3-4 млн. человек. По этим сведениям, в Бразилии живёт 1,5 млн. маронитов, в США — 1 млн., в Австралии — 120 тыс., в Канаде — 100 тыс., во Франции — 45 тыс.

Вопрос о национальной принадлежности маронитов вызывает споры. В связи с языковой идентичностью представителей этой конфессии с арабами Ливана (лишь б́ольшая часть кипрских маронитов говорит на греческом языке) и культурной близости к ним некоторые исследователи считают маронитов субэтноконфессиональной группой ливанских арабов. Многие же марониты считают себя самостоятельным этносом, имеющим финикийские генетические корни.

Источники:
1) Энциклопедия «Народы и религии мира».
2) The Maronites and Lebanon, A Brief History.
3) Lebanon, From Wikipedia, the free encyclopedia.

history | religion

{ 28 } Comments

  1. toyvo | Понедельник, Январь 1, 2001 at 0:00 | Permalink
  2. cmm | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:21 | Permalink

    кто бы мне ещё на пальцах объяснил, как это так христианина зовут Наср-Алла?

  3. toyvo | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:21 | Permalink

    Для было открытием узнать, что в Ливане говорят по-ливански, а не по-арабски:)

  4. toyvo | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:22 | Permalink

    Да, я тоже удивился:)

  5. cmm | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:23 | Permalink

    ну, арабы из разных мест вообще друг дружку только в письменном виде понимают.

  6. gava | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:35 | Permalink

    Это хоть диалект арабского. А вот фраза «богослужения совершаются на сирийском и арабском языках» повергла меня в небольшой ступор. Когда стал проверять, ступор только усилился: «Сирийский язык — ныне мёртвый литературный язык говоривших по-арамейски христиан Восточного Средиземноморья». На эту фразу можно медитировать.

  7. toyvo | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:42 | Permalink

    Надо было апеллировать на Суперлиге!:))))

  8. dimrub | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:52 | Permalink

    А как христианина могут звать Ариан, например? Таких примеров множество.

  9. dimrub | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:53 | Permalink

    Вроде бы, ливанский это не диалект арабского, а язык наиболее близкий к арамейскому.

  10. toyvo | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:56 | Permalink

    вроде бы это мнение его носителей, но не филологов:)

  11. dimrub | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 1:59 | Permalink

    Ну, не знаю. В любом случае, дихотомия диалект-язык — ложная, и имеет смысл только вопрос о том, к какому языку ливанский ближе, к арабскому (какому варианту оного?) или арамейскому.

  12. gava | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 2:03 | Permalink

    Не всё так просто. Вот, Дима правильно говорит веткой выше.

  13. gava | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 2:05 | Permalink

    Теперь и в вопросе ливанского языка я просветился. Сижу весь просветлённый :-) Что за вопрос был, напомни?

  14. vyhuhol | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 7:43 | Permalink

    А то, что он примерно на треть сосотоит из кретинов тебя не удивило?

  15. vyhuhol | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 7:48 | Permalink

    Бугага, оно так и произошло. А жаль.

  16. leprechaun | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 9:00 | Permalink

    Насралла Бутрос Сфейр — звучит гордо!

  17. tarbozaurus | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 9:04 | Permalink

    Оказывается, друзы тоже геноцид устраивали, причем совсем недавно!

  18. vyhuhol | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 9:16 | Permalink

    Слушай, ты мне можешь ответить на такой вопрос: откуда вообще взялись арабы-христиане? Кто их крестил?

  19. gava | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 10:01 | Permalink

    Early Christianity in the region focused in and around the city of Antioch. The conversion of Antioch was carried out by the disciples of Jesus and the faith of its inhabitants was further strengthened by the work of the apostles Paul and Barnabas. The church of Antioch itself was founded by Saint Peter who was bishop there before moving on to Rome, and it was in this church where the disciples of Jesus were first called Christians.

    Арабами тогда в Сирии и не пахло, только потом начало происходить медленное смешение с пришлыми народами. Кстати, арабы — тоже понятие условное. Кого бы ты сейчас назвал «арабом»? Египтянина? Бедуина? Марроканца?

  20. toyvo | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 10:39 | Permalink

    В этом как раз я ничего странного не вижу.

  21. vyhuhol | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 11:57 | Permalink

    Т.е. ты говоришь, что современные палестинцы-христиане восприняли христианство от народов, которые населяли Палестину до них и с которыми они смешались?

  22. toyvo | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 12:00 | Permalink

    Тут в одном из сериальных фильмов BBC утверждалось, что Ирод был арабом:)

  23. gava | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 12:25 | Permalink

    Или не смешались, а соприкасались. С народами типа тех же ливанцев-маронитов, сириаков-якобитов, ассирийцев, халдеев и пр., которые существуют до сих пор. Получается что-то вроде того.

  24. abw11 | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 12:28 | Permalink

    Сирийский язык, письменный язык арамеоязычных христиан Передней Азии (с 5 в. н. э.), ныне язык культа у несториан и яковитов Ирана, Ирака, Сирии и других стран…
    Сирийский христиано-арамейский (называемый также сирийским языком) продолжал оставаться литературным языком некоторых христианских церквей Ближнего Востока и после того, как был вытеснен в качестве разговорного арабским…

  25. abw11 | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 12:37 | Permalink

    В некотором смысле они правы: …советовал ему Антипатр. Последний имел от своей жены, знатной аравитянки по имени Кипра, [58] четырех сыновей: Фазаеля, Ирода (впоследствии царь), Иосифа и Ферора, да еще одну дочь Саломею.

  26. evseich | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 16:45 | Permalink

    interesno, 4to hisballa , naskol’ko ya ponimayu ,shiitskaya organizaciya, a na yuge zhivut ,sudya po karte , sunnitbl.

  27. tarbozaurus | Воскресенье, Июль 23, 2006 at 17:15 | Permalink

    Арабы тогда жили не только на Аравийском полуострове. Помимо так называемой «блаженной» («счастливой»?) Аравии, было еще две,одна частично накладывалась на Землю Израиля и царство набатеев.

  28. bdbd | Среда, Июль 26, 2006 at 2:49 | Permalink

    И израильские яковиты тоже вполне им пользуются.

Post a Comment

Your email is never published nor shared.