Skip to content

12

Я обещал поделиться своими мыслями по поводу Михалковского «12». Делюсь. Фильм, думаю, многие уже посмотрели или, во всяком случае, знают о чём в нём идёт речь. Но, на всякий случай, если кто-то боится спойлеров и хочет составить своё мнение, под кат не ходите.

Как всем известно, основой для нового фильма Никиты Михалкова послужила пятидесятилетней давности картина Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Сюжет этой судебной драмы прост. Жюри присяжных должно вынести вердикт: виновен или невиновен молодой паренёк из неблагополучного нью-йоркского квартала, обвиняемый в убийстве собственного отца. Доказательства и улики налицо, присяжные не раздумывая голосуют «виновен», и только один из них (Генри Фонда) высказывает сомнение и постепенно переубеждает жюри, которое в конечном итоге выносит вердикт: «невиновен». Присяжные расходятся по домам.

По тому же сценарию разворачивается и действие в фильме Михалкова. Москва, наше время. Чеченский подросток обвиняется в убийстве своего приёмного отца — офицера федеральных войск. Жюри присяжных; одиннадцать — за то, чтобы вынести вердикт «виновен» и разойтись по домам, один (Маковецкий) — сомневается и голосует против. После чего постепенно переубеждает жюри, которое в конечном итоге выносит вердикт: «невиновен». Но вот фильм «12» после этого не заканчивается. Появляется «бог из машины»: встаёт один из присяжных (Михалков) и за пятнадцать минут неопровержимо доказывает: паренёк должен пойти в тюрьму.

Практически все отзывы о фильме, которые мне попадались на глаза, ругают эти финальные пятнадцать минут, называют их лишними, мол, без них получился бы прекрасный фильм с замечательными актёрскими работами.

Мне кажется ровно наоборот: эти пятнадцать минут — единственно ценное, что есть в «12»-ти. Михалков не снимал римейк фильма Люмета. Ни к чему это Никите Сергеевичу, не к лицу главному российскому режиссёру создавать перепевки старых картин. Михалков снимал фильм-ответ на «12 разгневанных мужчин». Зацепившись за его финальную сцену, в которой Фонда и старик-врач расходятся в разные стороны («So long! — So long!»), Михалков поднимает тему истинной ответственности людей за свои слова. Изменение надписи с «виновен» на «невиновен», создаёт иллюзию постижения присяжными Высшей Справедливости, но готовы ли они на самом деле защитить чеченского юношу? На самом деле спасти его жизнь? И вот оказывается, что у Главного Правдоруба есть другие дела, у Совести и Червя Сомнения на носу поездка в Японию, в общем, до подсудимого-то дела никому и нету.

Два часа Михалков толчёт воду в ступе, откровенно тянет время, нарочито вынуждая цвет современного российского кино паясничать, словно в «Карнавальной Ночи — 2», всё это, чтобы дотянуть до собственного выхода. Он, словно издеваясь над присяжными, отказывает им даже в нахождении решающего аргумента и сам походя упоминает про очки главной свидетельницы, а ведь в фильме Люмета это один из ключевых эпизодов. Тщательно всё просчитав и подготовив почву, Никита Сергеевич пробует себя в роли Достоевского, поднимая проблемы вселенского масштаба.

Кинематографически фильм откровенно слаб. Гениальные мелочи, поднимающие фильм Люмета до уровня шедевра (бумажки с разными почерками и одинаковым словом «Guilty», понижающаяся в течение всего фильма камера оператора, жара-окна-дождь) заменены дешёвыми трюками с электрическими лампами, иконкой, птичкой и прочей лабудой. Большинство ролей прописаны неглубоко, Маковецкий неубедителен, Петренко жалок, а Арцыбашев смешон. И даже Гармаш, которого я считаю выдающимся актёром, вынужден говорить каким-то нечеловеческим, неживым языком. Фильм Люмета гениален в своей простоте, единстве места, времени и действия. Фильм Михалкова разорван прыжками во времени, логическими несостыковками, мелочной мстительностью режиссёра и дурацким Адабашьяном.

И тем не менее «12» заслуживает внимания поднимаемыми вопросами мировоззренческого характера и моментами истины, которые проявляются тем сильнее, чем выглядят слабее соседствующие с ними сцены.

{ 6 } Comments

  1. yuki_yu | Воскресенье, Февраль 10, 2008 at 8:05 | Permalink

    *и за пятнадцать минут неопровержимо доказывает: паренёк должен пойти в тюрьму.

    ни фига он не доказывает. совсем не убедил, что невиновному лучше в тюряге.
    Описывать что такое тюрьма, и что там может случиться с человеком (унижения, избиения, изнасилования) — не надо, сам знаешь. Но кроме этого, убить человека в тюрьме гораздо легче, чем на воле. А этот мальчик представлял угрозу даже в тюрьме, его бы убрали по приказу в драке какой-нибудь, и виноватых не нашли бы.
    ЗЫ терпеть не могу эти «выходы» Михалкова. А теперь в роли (нет не Достоевского) Бога — сам.

  2. geish_a | Воскресенье, Февраль 10, 2008 at 9:01 | Permalink

    Да, я тоже ужаснулась в конце, на секудну предположив, что сейчас они его таки упекут, и ЭТО окажется ПРАВИЛЬНЫМ выводом. Бррр….
    Какое там «неопровержимо доказывает»?! Ну разве что показывает, до каких гримас может дойти нездоровое общество.

  3. dubrick | Воскресенье, Февраль 10, 2008 at 9:39 | Permalink

    Не знаю, не знаю. По-моему, именно из-за финальных сцен я вскоре буду окончательно сторониться любого фильма, сделанного в той стране… Идеологическая бредовость, неестественность и нарочитость последних серий «Ликвидации», например, под стать финальному выходу Михалкова в «12».
    По поводу всего остального — не убедил ты меня своим ИМХО. То есть абсолютно.
    Кстати, у русских здесь в ЖЖ появилась новая тема, мне при упоминании законности или незаконности какого-либо действия начинают что-то говорить о том, что «справедливость, она важнее закона», «жить надо не по кодексу, а по морали», «Вас мама воспитывала или детская комната милиции», итд.
    По-моему, тема того, что жить надо по воровским понятиям, а не по законам, окончательно побеждает в сегодняшней России. Об этом же говорят и последние 15 минут михалковского фильма.

  4. krendelyek | Воскресенье, Февраль 10, 2008 at 9:59 | Permalink

    А я вот могу сказать что Гафт мне ОЧЕНь понравился. А вот про 15 последних минут… я почему то думала вот он сейчас докажет что тот виновен, но и поставив себя на место присяжных тоже проголосовала бы «не виновен».
    Может ещё и потому что перед этим утверждалось что вердикт присяжных окончателен и обжалованию не принадлежит, так что потуги, найдём адвоката и т.д. тоже вилами по воде. А вот принятие на себя ответственности это другой шаг.Вообще после слов Михалкова, что мол там в зале сидят и плохие и ждут приговора поассоциировалось что вот вся страна живёт в этом самом спортзале, причём закрытом снаружи и выйти можно только позвонив в железную дорогу Адабашьяну. Ну это так, личное восприятие.

  5. evseich | Воскресенье, Февраль 10, 2008 at 12:10 | Permalink

    a mne ponravilsya film imenno kak remake.dovol’no uda4noe perelozhenie na rossijskie realii. Mihalkov v svoej ve4noe roli Boga/Tsarya :). ne udivil. nu eto kak u Tarantino po povodu krovis4i rasstraivat’sya. A moral’no — conceptual’no…. Moral’ vrode kak «bbll bbl ya officer FSB, uzh ya znayu kak bblt’ ‘pravil’nblm pacanom’ «. no ne vse officerbl FSB i ne vse imi budut. a ‘normal’nble’ lyudi … nu v zhizni tak obbl4no i bblvaet. sdes’ ya s Irishkoj soglasen. tak 4to ot fil’ma ya udovol’stvie polu4il , a nas4et mirovozzreniya… ne zacepilo kak-to.

  6. katys_ | Воскресенье, Февраль 10, 2008 at 16:25 | Permalink

    Спасибо, иинтересно!

Post a Comment

Your email is never published nor shared.