Дома у моих родителей уже много лет висит картина «Павлинья юбка». Ее нарисовал хороший друг родителей Шурик Ковалев — физик, ярый битломан, художник, крайне разносторонняя личность. Он вполне заслуживает отдельного рассказа, так что о нем как-нибудь в другой раз.
Картина — это копия иллюстрации Обри Бердслея (Aubrey Beardsley) к пьесе «Саломея» Оскара Уайльда. Сюжет известный: пророка Иоанна, которого держат под стражей в колодце, в доме Ирода Антиппы, однажды видит падчерица Ирода — Саломея. Она пытается соблазнить Иоанна, тот ей отказывает. Тем временем Ирод просит Саломею станцевать перед ним и дает обещание исполнить за это любое ее желание. Саломея танцует танец семи покрывал, после чего просит принести на серебрянном блюде голову Иоанна. Ирод предлагает ей взамен что угодно, хоть пятдесят павлинов, хоть завесу Святая Святых, но Саломея настаивает на своем. Тогда Ирод позволяет палачу убить Иоанна и тогда на серебрянном щите подают мертвую голову Иоанна, которую Саломея целует в губы. Ирод приказывает убить Саломею…
Такая вот кровавая история. Кстати, Саломею в своей пьесе играл сам Уайльд.
На картине Саломея в павлиньей юбке говорит с Иоанном в рваном рубище.
Оригинал я взял отсюда. Там же можно найти остальные иллюстрации Бердслея.
Обри Бердслей прожил короткую жизнь: родился в 1872 году, умер в 1898.
В декабре 1892 г. Бердслей сформулировал свой творческий метод: «Фантастическое впечатление от рисунка достигается тонкой виртуозной линией в сочетании с большими пятнами сплошного черного цвета. Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство гармонии линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета».
«Мастерская виртуозная линия Бердслея, играющая с черными и белыми пятнами силуэтов, в год или два сделала его всемирно известным художником. Как великолепный драматург, Бердслей компоновал фигуры в своих рисунках; он словно расставлял актеров на сцене театра, создавая мизансцены, заставлял произносить важнейшие, ключевые фразы. В его рисунках нет линейной перспективы, второстепенных элементов — только самое существенное, квинтэссенция. Бердслей был непревзойденным мастером детали, которую особо акцентировал, делал незабываемой, заставлял стать символом.
За короткий срок Бердслей создал новый мир, доселе неведомый. И этот мир удивительных образов существует уже независимо от творца.
Незадолго до смерти Бердслеем овладела глубокая религиозность, он горько раскаивался в своих эротических работах. Уже прикованный к постели, в письме к Л. Смитерсу он обращался с просьбой уничтожить все «неприличные» рисунки и гравировальные доски к ним.
http://www.sexplorer.ru/art/beardsley/history.shtml
Кстати, о «новом мире» и влиянии Бердслея на современное искусство. Сравните вот с этой работой.
{ 4 } Comments
tam eshe i Muha povlijal :-)
Ну ты что! У Мухи линия — важная часть картины (он ведь тоже был иллюстратором), но ведь у него такие цвета!!! А этой тетки, как и у Бердслея, черно-белый минимализм.
Konechno, cherno-bezyi minimalizm — Berdsleja, no ty na ramochku posmotri, na cvety — eto zhe muhina linija!!!!
Про рамочку я потом тоже подумал. Это — да! :-)
Post a Comment