Skip to content

Кино :: David Evans, «Fever Pitch» (1997)

Fever PitchПол (Colin Firth — знаменитый «мистер Дарси») — футбольный фанат, болельщик Арсенала, не пропускающий ни одной домашней игры любимой команды с десятилетнего возраста, тренер школьной футбольной команды, а в остальное время — немножко учитель. Сара (Ruth Gemmell) работает в той же школе и неожиданно для себя начинает встречаться с этим грубым и неотёсаным мужланом, для которого в жизни не существует ничего кроме футбола. Сара пытается оторвать хотя бы кусочек Половой любви (в смысле — любви Пола, ну, вы поняли) к футболу и перенести этот кусочек на себя. Она искренне не может понять, почему Пол хочет снять квартиру в Хайбери, прямо напротив стадиона — там же будет шумно! Их отношения развиваются параллельно чемпионскому сезону Арсенала 1989 года и находятся в прямой зависимости от последнего матча. Сезон закончился триумфом Арсенала, поэтому несложно догадаться, чем окончится роман Пола и Сары.

Фильм снят по замечательной автобиографической повести Ника Хорнби (Nick Hornby). Это был его литературный дебют (до этого Хорнби преподавал и писал статьи для газет и журналов). Книга небольшая, читается на одном дыхании и представляет собой не только срез футбольной жизни Англии 70-х-80-х годов, но просто пропитана остроумными наблюдениями за окружающим автора миром.

Fever Pitch«Всю свою жизнь я сосуществовал с людьми — матерью, отцом, подружками, соседями по квартире, — которые учились терпеть мои вызываемые футболом настроения, и, надо сказать, делали это с должным юмором и тактом. И вдруг рядом со мной оказалась женщина, претендующая на мою роль, и это мне не понравилось. Скажем, ее восторг в 1987 году после финала Литтлвудского кубка… это был ее первый сезон! Какое она имела право заваливаться после матча в паб, нахлобучив на голову кепку «Арсенала»? Ровным счетом никакого! Для нас с Питом это была первая с 1979 года награда, а она ходила на стадион всего четыре месяца: где уж тут прочувствовать. «Видишь ли, мы не каждый сезон получаем призы», — твердил я ей с бессмысленной и желчной завистью родителя, косящегося на жующего батончик «Марс» отпрыска, которому не пришлось изведать карточной системы военного времени.»

На русском языке «Футбольная лихорадка» вышла в «Иностранке» (серия «За иллюминатором»). Текст есть и в интернете. В той же «Иностранке» выходили и другие книги Хорнби: грустная меломанская «Hi-Fi», которая была экранизирована в 2000 году («High Fidelity», в главной роли — Джон Кьюзак) и «Мой мальчик» («About a Boy») — чем-то похожая на «Hi-Fi»: о таком же сибаритствующем бездельнике-холостяке. По этой книге тоже был снят фильм (его недавно крутили по «Yes») и это один из немногих фильмов с Хью Грантом, который хоть как-то ещё можно смотреть. Правда, очень милый фильм.

Да, возвращаясь к «Футбольной лихорадке»: сейчас в Голливуде снимается римейк этого фильма (с участием Гвинет Пэлтроу), правда в американском варианте футбол был заменен на бейсбол. Судя по обсуждениям на imdb.com это необходимо как американцам, так и европейцам — иначе они будут спорить ещё десять лет. А так каждый получит свой хлеб, будет смеяться над другим и гордиться своим интеллектуальным превосходством.

Fever Pitch

kino | books | sport | England

{ 8 } Comments

  1. yozhik_ | Четверг, Июль 1, 2004 at 8:13 | Permalink

    И на последней минуте Томас…
    А потом Томас перешёл как раз в Ливерпуль :-)

    Смотрел этот фильм, очень хороший и добрый.

  2. gava | Четверг, Июль 1, 2004 at 8:31 | Permalink

    Да, да, на второй минуте добавленного времени! :-) Забыл написать (а это придаёт фильму дополнительный шарм), что практически все футбольные матчи, которые показывают в фильме — настоящие, из архивов британского телевидения, в том числе и этот знаменитый «Ливерпуль»-«Арсенал»:

    «…Наконец, на девяносто второй минуте Ричардсон поднялся и даже сумел остановить в штрафной Джона Барнса; Лукич выбил мяч Диксону, а тот отпасовал Смиту, последовала блестящая передача Смита… и на последней минуте добавленного времени последней игры сезона Томас один прорвался вперед, и у него появился шанс завоевать «Арсеналу» чемпионский титул. «Выход к воротам!» — завопил Брайан Мур. А я держал себя в руках и, вместо того чтобы молиться — забей, ну, пожалуйста, забей, Господи, помоги ему забить, — повторял: мы и так были рядом с победой. В следующее мгновение Томас совершил кульбит; я распластался на полу, а все остальные пританцовывали на моей спине. Восемнадцать лет — и все забыто в одну секунду.

    Какую можно привести аналогию подобному моменту? В блестящей книге о чемпионате мира 1990 года «Игра на износ» Пит Дэвис замечает: когда футболистам требуется описать, что они ощущают, забивая гол, в ход идет образность из сексуального ряда. Могу сказать, что иногда я их понимаю: например, в декабре 1990-го, когда Смит забил в ворота «Ливерпуля» третий мяч и мы победили 3:0 через неделю после поражения на своем поле 2:6 от «Манчестер Юнайтед». Это был поистине сексуальный момент снятия накопившегося напряжения. А еще был случай четыре или пять лет назад: «Арсенал» тянул резину почти всю игру с «Норвичем», а затем в течение шестнадцати минут забил четыре мяча, и это стало подлинным оргазмом, своего рода улетом из действительности.
    Ущербность метафоры с оргазмом заключается в том, что оргазм — явление хотя и приятное, но знакомое и повторяющееся, скажем, через пару часов, если человек не забывает употреблять овощи, и к тому же предсказуемое (особенно у мужчин). Занимаясь сексом, ты всегда знаешь, чем все это закончится. Другое дело, если бы я не общался с женщинами лет восемнадцать и еще восемнадцать не рассчитывал предаваться любви и вдруг обломилось… пожалуй, можно было бы обнаружить некоторое сходство с тем, что я пережил во время игры на «Энфилде». При обычном раскладе вещей секс, конечно, более приятное занятие, чем созерцание футбола (никаких унылых ничьих, офсайдных ловушек и расстройств по поводу проигрыша — да к тому же тепло и уютно), но победа на последней минуте чемпионата вызывает ни с чем не сравнимое по силе чувство.
    Оно не похоже ни на какие описания ярких ощущений. Невероятно трогает рождение ребенка, но в этом нет элемента неожиданности, да и продолжаются роды довольно долго; реализация личных амбиций — продвижение по службе, награды и что там еще — лишена фактора последнего мгновения и элемента бессилия, которые владели мной весь тот вечер. А что еще способно произвести такой же эффект внезапности? Неожиданный выигрыш? Однако обретение крупных сумм денег воздействует на совершенно иные отделы нервной системы и не имеет ничего общего с коллективным экстазом во время футбола.
    Значит, объяснить это чувство практически невозможно. Я перебрал все варианты и понял, что ни мальчиком, ни зрелым мужчиной не желал ничего другого за все эти двадцать лет (а можно ли вообще желать что-нибудь так долго?). Попробуйте осознать это и будьте снисходительны к тем, кто говорит, что связанные со спортом моменты — самые яркие в их жизни. Не подумайте, что нам не хватает воображения или наши жизни такие уж унылые и бесплодные, просто реальный мир бледнее и скучнее футбола и в нем меньше возможностей нежданного экстаза.»

    :-)

  3. tanyuk | Понедельник, Июль 5, 2004 at 5:46 | Permalink

    Dash’ posmotret’? :-)

  4. gava | Понедельник, Июль 5, 2004 at 5:58 | Permalink

    Я по Yes смотрел. Его сейчас крутят время от времени, может тебе и попадётся.

    P.S. С возвращением! Как было?

  5. tanyuk | Понедельник, Июль 5, 2004 at 6:15 | Permalink

    Slavochka, u menja netu kvalim :-) Tol’ko kogda mama priezzhaet. Lana, TRO vernetsja — poproshu zapisat’.

    Bylo — super, no malo :-( Ja slyshala — ty ostalsja s det’mi na 3 mesjaca, esli nuzhna pomosh’, v tom chisle baby sitter — svisti, ja voobshe shas bezdetnaja do konca leta.

  6. gava | Понедельник, Июль 5, 2004 at 6:37 | Permalink

    Мама кабель с собой привозит? :-)))

    За предложение помощи спасибо. Ты пока лучше так в гости приезжай. Тем более, что тут на днях повод будет…

  7. tanyuk | Понедельник, Июль 5, 2004 at 6:49 | Permalink

    da-da, obov’jazkovo, ty — TOZHE :-b

  8. gava | Понедельник, Июль 5, 2004 at 6:53 | Permalink

    Да уж, да уж :-)))

Post a Comment

Your email is never published nor shared.