Skip to content

Юрий Кнорозов

Досмотрел Apocalypto. В рейтинге IMDB поставил ему 9 из 10. Было бы интересно послушать тех, кому фильм не понравился.

Кстати, вспомнил о том, что когда-то собирался написать, но потом не дошли руки. А именно, о Юрии Валентиновиче Кнорозове — советском лингвисте и этнографе, человеке, расшифровавшем письменность древних майя. Сегодня годовщина защиты его знаменитой кандидатской диссертации, посвящённой древней письменности Центральной Америки:


Защита проходила 29 марта 1955 года в Москве и уже на следующий день превратилась в легенду. Выступление 33-летнего Юрия Кнорозова на ученом совете длилось ровно три с половиной минуты, а результатом стало присвоение звания не кандидата, а доктора исторических наук, чего в гуманитарных науках практически не случается. С этого момента история дешифровки древних систем письма стала вписываться между двумя именами: Шампольона (знаменитый французский египтолог, разработавший основные принципы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма) и Кнорозова.

http://www.peoples.ru/science/linguist/knorozov/

Кнорозов изучал культуру и язык майя, не покидая СССР (впервые он смог посетить Гватемалу и Мексику только в 1990 году). С книгами, без которых дешифровка письма майя была бы невозможна («Кодексы майя» и «Сообщение о делах в Юкатане» францисканского монаха XVI века Диего де Ланды, в одиночку, одним взмахом факела, уничтожившего культуру целого народа) связана загадочная история. Cогласно официальной версии, Кнорозов привёз эти два книги из Берлина в качестве военного трофея, якобы спасши их из пламени горящей библиотеки. Однако Кнорозов опровергал эту историю. Во взятии Берлина он не участвовал, а книги, о его словам, были взяты советскими офицерами из ящиков подготовленной для эвакуации немецкой библиотеки. Однако как они попали к Кнорозову и зачем офицеру-связисту они понадобились — непонятно. Индейцами-майя он тогда не занимался, специализировался на кафедре этнографии по шаманским практикам. Великий ученый умер, так и не раскрыв до конца эту тайну. А умер Кнорозов глупо и нелепо. Признанный во всём мире учёный на родине был попросту забыт. В 1999 году после инсульта у него развилась пневмония и он умер в одиночестве в коридоре одной из московских городских больниц. Это произошло 30 марта, ровно через 44 года после той самой защиты. Вот такое совпадение, завтра — восемь лет со дня его смерти.

Вот ещё несколько ссылок по теме:
Юрий Кнорозов: биография гения — большая статья Галины Ершовой о жизни и работе учёного
Тут и тут — интересно о Диего де Ланда и о расшифровке иероглифов майя

{ 9 } Comments

  1. katys_ | Четверг, Март 29, 2007 at 2:59 | Permalink

    Потрясающая фотография. Дядька и кот с совершенно одинаковым мрачным взглядом:))

  2. yozhik_ | Четверг, Март 29, 2007 at 8:11 | Permalink

    я всё-таки затрудняюсь представить защиту за 3,5 минуты.

  3. yazon | Четверг, Март 29, 2007 at 9:57 | Permalink

    Послушать тех, кому фильм не понравился…

  4. prosto_vasily | Четверг, Март 29, 2007 at 11:15 | Permalink

    поставил ему 9 из 10
    ты определенно слишком добр, Славик

    по моей шкале 9 означает, что захочу посмотреть еще раз, а этот фильм я стер не задумываясь.
    Я б поставил 7, и, в основном, за антураж — за индейские морды, за татуировки, за костюмы, за фигню в носу и пр. Весь фильм не мог отделаться от вопроса, где они таких аутентичных актеров нашли

  5. gava | Четверг, Март 29, 2007 at 14:47 | Permalink

    актёры — не профессионалы. Нынешние майя и мексиканцы.

    А оценка — не по доброте, фильм сделан невероятно качественно с точки зрения динамики, монтажа и хронометража, кроме того я увидел там несколько маленьких шедевров, особенно в эпизодах на башне.

  6. prosto_vasily | Четверг, Март 29, 2007 at 15:53 | Permalink

    актёры — не профессионалы. Нынешние майя и мексиканцы

    Сейчас-то я это знаю, а когда смотрел — был поражен (в хорошем смысле слова)
    Off: « — Вы слышали, Рабинович стал пи..ом?» « — Что, деньги не вернул?» « — Нет, я в хорошем смысле слова..»

    А что там с монтажом/хронометражом?

  7. gava | Четверг, Март 29, 2007 at 16:58 | Permalink

    Тебе никогда не казалось, что кошатники — чаще интроверты и мизантропы, а собачники — наоборот?

  8. gava | Четверг, Март 29, 2007 at 17:21 | Permalink

    — А что там с монтажом/хронометражом?

    Мне он кажется безукоризненным и даже более того. Ну например: есть какие-то базисные законы хронометража, типа, если передержать напряжённую сцену, то эффект будет потерян. Гибсон знает как обойти эти законы, оставив зрителя в напряжении.

  9. katys_ | Четверг, Март 29, 2007 at 23:27 | Permalink

    100%.
    Вот я бы завела кота, а мой муж — собаку.

Post a Comment

Your email is never published nor shared.