***
3) По долинам и по взгорьям на джипах. В Бейт-Лехем а-Глилит мы погрузились в джипы (не на два-три человека, а такие большие, со скамейками в кузове) и отправились в двухчасовую поездку по западной части Изреельской долины:
На самом деле это единственные лужи, попавшиеся нам по дороге. В основном, было пыльно и тряско. С другой стороны, джипы — это единственный способ посетить сразу несколько интересных мест за короткое время. Проехав через бедуинскую деревню Аль-Хаджаджра мы сделали круг около Рамат Ишай и после здания полиции Наалаль поехали по дороге, принадлежащей компании Мекорот (дерех а-Мовиль а-Арци). Вдоль дороги расположены экспериментальные поля и грядки, принадлежащие министерству сельского хозяйства. Через десять минут мы оказались у ворот авиабазы Рамат Давид. В небо каждые пять-десять минут с рёвом уходили связки Ф-15 и Ф-16:
4) Кфар-Йегошуа. В нескольких сотнях метров от Рамат Давид находится старая турецкая железнодорожная станция Тель эль-Шамам, она же Кфар-Йегошуа (не следует путать со станцией Бейт-Йегошуа около Нетании). Вообще, история ветки Хайфа-Цемах (Ракевет а-Эмек), являвшейся частью тысячекилометровой железной дороги Хеджаз, ведущей из Дамаска (Сирия) в Медину (Саудовская Аравия) — это повод для отдельной статьи:
Ветка, фактически, прекратила своё существование после операции «Марколет» («Ночь Мостов» — Лель а-Гшарим). В ночь с 16 на 17 июня 1946 года бойцы Пальмаха взорвали 11 мостов, полностью отрезав железнодорожное сообщение территории подмандатной Палестины и соседних стран: Ливана, Иордании и Египта.
Станция Кфар-Йегошуа (по ссылке — картинка 1500×422):
Слева направо: водонапорная башня, из которой паровоз набирал воду для котлов (такие башни располагались вдоль дороги каждые 20 километров), склад угля, собственно, здание станции (кассы и зал ожидания), дом начальника станции и офисы. К столетнему юбилею Ракевет а-Эмек (в 2005 году) были восстановлены пути, поставлена копия вагона, ходившего по этой ветке, станционные здания были отреставрированы. Сейчас тут планируется открыть музей и ресторан.
5) Гиват Зайд. Двинулись дальше. Пересекли 772 шоссе и поднялись на холм Гиват Зайд, с которого открывается потрясающий вид на всю долину:
Сооружение — могила шейха Абрека. По легенде, бедный крестьянин-феллах работал в долине и пять раз в день, как полагается правоверному мусульманину, совершал намаз. Для этого он поднимался на холм, где бил небольшой источник, чтобы обмыть руки, ноги и лицо перед молитвой. Хозяину не нравился такой расклад, ведь феллах больше молился, чем работал. И когда у хозяина закончилось терпение он тоже поднялся на холм к источнику, где молился крестьянин, накричал на него и со злости разбил кувшин, из которого тот умывался. В тот же момент руки хозяина окаменели по локоть. Испугавшись, хозяин попросил у крестьянина молиться за него хоть десять раз, пусть вообще не работает, лишь бы руки выздоровели. И так произошло. С тех пор источник стал считаться чудотворным, к нему потянулись паломники, а бедного феллаха стали с тех пор называть шейхом Абреком.
На вершине холма стоит памятник Александру Зайду — основателю тайной организации еврейской самообороны «Бар-Гиора», впоследствии ставшей ядром организации «а-Шомер» («Страж»). Конная статуя — редкий для Израиля монумент:
Александр Зайд родился в Сибири, в 1904 году одним из первых пионеров Второй Алии переселился в Эрец Исраэль. Работал в городах Ришон ле-Цион и Петах Тиква. Позже переехал в Галилею. Александр Зайд занимался организацией охраны и обороны еврейских поселений от нападений террористов. В начале 1930-х гг. он одним из первых обнаружил в этом районе еврейские захоронения в пещерах, что побудило его стать инициатором раскопок «города мёртвых» — Бейт-Шеарим (нынче — национальный парк). Был убит во время дежурства в 1938 году около посёлка Шейх Абрек (сейчас — Гиват Зайд), где жил с семьёй. Убийца из бедуинского клана Табаш был родом из той самой деревни Аль-Хаджаджра, которую мы проезжали утром. Некоторое время спустя бойцы Пальмаха установили личность убийцы и казнили его по решению полевого суда. Сейчас семьи Зайд и Табаш живут там же, где их предки и находятся в состоянии «удны» (перемирия).
История жизни Александра Зайда, его сына Гиоры, их друга Ионы Расина — это сага, ждущая экранизации. А мы поехали дальше.
{ 2 } Trackbacks
[…] День консолидации (часть 2) | Gava на День консолидации (часть 1)gava на 7 феноменальных […]
[…] консолидации (часть 1) | Gava на День консолидации (часть 3)День консолидации (часть 2) | Gava на День консолидации (часть 3)День консолидации (часть […]
Post a Comment